Глава 1. История развития детской психиатрии
История изучения психиатрии как науки
Формирование зарубежной детской психиатрии
Этапы развития детской психиатрии в России
Рекомендуемая литература
Глава 2. Основные положения психопатологии детского возраста
Классификация психических расстройств
Основные направления детской психиатрии и ее связь с дефектологией и другими науками
Рекомендуемая литература
Глава 3. Физиологические основы психических расстройств у детей
Физиология высшей нервной деятельности
Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей
Рекомендуемая литература
Глава 4. Психологические основы детской психопатологии
Возрастные особенности психики детей
Глава 5. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте
Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению психических и психосоматических расстройств
Стресс и эмоциональный стресс. Механизмы их развития
Социальное окружение
Стрессор
Неблагоприятные психосоциальные факторы
Индивид
Психологическая защита и биологические процессы
Соматические изменения в процессе стресса
Патогенность стресса
Соматические этиологические факторы
Наследственные факторы, лежащие в основе возникновения некоторых заболеваний или отклонений в развитии
Рекомендуемая литература
Глава 6. Обследование психически больных детей
Диагностический опрос ребенка
Оборудование для кабинета, где происходит обследование ребенка
Возраст и особенности ребенка
Диагностическое интервью
Основные разделы психического статуса ребенка
Методики, используемые для оценки психического развития
Обследование детей раннего возраста
Рекомендуемая литература
Глава 7. Расстройства ощущений и восприятия
Негативная роль расстройств восприятия в коррекционно-педагогическом процессе
Глава 8. Нарушения мышления
Негативная роль нарушений мышления в коррекционно-педагогическом процессе
Глава 9. Нарушения памяти и интеллекта
Нарушение памяти и коррекционно-педагогический процесс
Нарушение интеллекта и коррекционно-педагогический процесс
Глава 10. Аффективные расстройства
Расстройства эмоций и коррекционно - педагогический процесс
Глава 11. Нарушения воли и внимания
Расстройства воли и коррекционно-педагогический процесс
Нарушения внимания и коррекционно-педагогический процесс
Глава 12. Расстройства влечений
Расстройства влечений и корреционно-педагогический процесс
Глава 13. Расстройства сознания
Расстройства сознания и коррекционно-педагогический процесс
Рекомендуемая литература к главам 6—13
Глава 14. Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте
Рекомендуемая литература
Глава 15. Психопатологические синдромы детского возраста
Рекомендуемая литература
Глава 16. Детский аутизм
Рекомендуемая литература
Глава 17. Расстройства поведения у детей и подростков
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам
Акцентуации характера
Психогенные патологические формирования личности
Гиперкинетический синдром у детей
Расстройства поведения
Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста
Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста
Рекомендуемая литература
Глава 18. Психопатологические синдромы в подростковом возрасте (кризис периода взросления)
Рекомендуемая литература
Глава 19. Маниакально-депрессивный психоз (аффективные расстройства настроения)
Рекомендуемая литература
Глава 20. Шизофрения
Детская шизофрения
Патопсихология детской шизофрении
Рекомендуемая литература
Глава 21. Эпилепсия
Эпилепсия у детей
Патопсихология эпилепсий
Психологическая и педагогическая коррекция психический нарушений
Рекомендуемая литература
Глава 22. Психогенные расстройства (острые кратковременные психогенные реакции)
Аффективно-шоковые реакции
Острые психогенные реакции (острые истерические реакции)
Подострые психогенные расстройства (реактивные состояния)
Реактивные депрессии у детей и подростков
Рекомендуемая литература
Глава 23. Неврозы
Неврастения
Истерический невроз
Невроз навязчивых состояний
Общие особенности неврозов у детей
Рекомендуемая литература
Глава 24. Психосоматические расстройства
Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста
Рекомендуемая литература
Глава 25. Соматогенные нервно-психические расстройства
Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях, инфекционных поражениях ЦНС
Нервно-психические расстройства при острых инфекционных заболеваниях у детей и подростков
Нервно-психические расстройства при хронических инфекционных заболеваниях у детей и подростков
Психические расстройства в связи с мозговыми инфекционными болезнями (нейроинфекциями)
Психические расстройства при соматических заболеваниях
Типы течения и последствия экзогенных психических расстройств
Глава 26. Психические расстройства при черепно-мозговых травмах
Рекомендуемая литература к главам 25, 26
Глава 27. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
Классификация
Распространненость
Психологические особенности подростков, способствующие возникновению аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение
Переход аддиктивного поведения в синдром зависимости (болезнь)
Синдром зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания)
Признаки интоксикации психоактивными веществами
Профилактика зависимости от психоактивных веществ
Рекомендуемая литература
Глава 28. Расстройства личности (психопатии)
Психопатоподобные нарушения (патологические развития личности)
Параноидное расстройство личности (паранойяльная психопатия)
Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически замкнутая личность, чудак)
Диссоциальное расстройство личности (антисоциальная, неустойчивая-безвольная или анэтическая психопатия)
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (импульсивная или эксплозивная психопатия)
Истерическое расстройство личности (демонстративная или жаждущая признания психопатия)
Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности)
Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия)
Зависимое расстройство личности (пассивная личность, конформная личность, конституционально-глупая слабовольная психопатия)
Рекомендуемая литература
Глава 29. Психосексуальное развитие и его отклонения
Дошкольный возраст
Школьный возраст (от 8 до 11—12 лет)
Пубертатный возраст (возраст полового созревания)
Рекомендуемая литература
Глава 30. Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей
Принципы терапии психических и психосоматических расстройств
Клинические концепции терапии психических расстройств
Психотерапия психических расстройств
Принципы психофармакотерапии
Абилитация и реабилитация
Рекомендуемая литература
Глава 31. Воспитание психически больных детей и подростков
Рекомендуемая литература